info@lead-it.by +375 29 393-29-29 (A1) +375 33 393-29-29 (МТС)
Главная
Программы
Преподаватели
Услуги
Блог
Контакты
    Lead-it
    Телефоны
    +375 29 393-29-29 (A1)
    +375 33 393-29-29 (МТС)
    Главная Программы Услуги Преподаватели Блог Контакты
    Главная
    —
    Блог
    —О контроле сотрудников: контроль - это зло или необходимость?

    Спасибо! Вы подписались на рассылку полезных материалов

    Подписаться на рассылку

    Актуальные материалы по менеджменту и стратегии 4 раза в месяц

    Статья Менеджмент, лидерство

    О контроле сотрудников: контроль - это зло или необходимость?

    Пожалуй, ни одна управленческая компетенция не сопряжена с таким количеством мифов и предубеждений, как контроль. Кто-то считает его злом, а кто-то не представляет, как без контроля сотрудников можно достигать хоть каких-то бизнес-целей. Давайте разбираться.

    Некоторые руководители считают, что контроль – это недостаток характера или стиля управления, и от этого недостатка нужно избавляться. Ведь контроль унижает, оскорбляет подчиненного. А своим сотрудникам нужно доверять, и надеяться, что они оправдают это доверие.

    Но результаты исследований показывают: примерно 70% убытков предприятию приносит халатное отношение сотрудников к выполнению обязанностей.


    Вывод напрашивается сам:
    для улучшения результативности бизнеса необходимо контролировать деятельность подчиненных, чтобы свести к минимуму возможные риски. Однако если руководитель воспринимает это слишком буквально - офис превращается в место лишения свободы. Где балом правит паранойя и тотальный контроль каждого движения сотрудника.

    Обе крайности - плохие модели поведения. В “тюрьме” сложно с инициативой, самостоятельностью, творчеством, креативом, вовлеченностью. Ну и огромные издержки на управление такой системой. А в слепом доверии процветают халатность и попустительство. Здесь результатом управляет не руководитель, а как повезет.

    Любой подход, инструмент при неразумном использовании превращается в зло. Яд от лекарства отличает дозировка. А между тем, правильно выстроенный контроль оказывает значительное влияние на рост результативности бизнеса.


    Контроль как управленческая компетенция

    Для начала разведем понятия.

    Контроль – активная компетенция, которая предполагает вмешательство в ход событий. То есть контролируя, руководитель не только анализирует происходящее, но и как-то реагирует в ответ. Например, разрабатывает план изменений, наказывает или поощряет сотрудников. 

    По этой причине многие и не любят контролировать - ведь в результате контроля появляются новые задачи: нужно влезать в процессы, принимать управленческие решения, в том числе не самые приятные. А времени вечно не хватает, да и отношения портить не хочется. Поэтому лучше не знать.

    Контроль нередко путают с мониторингом, задача которого просто фиксировать события. Разница между мониторингом и контролем - как между термометром, который измеряет температуру, и термостатом, который ее измеряет и изменяет.

    Также контроль часто путают с микроменеджментом - стилем управления, для которого характерно постоянное внимание руководителя к каждому шагу подчиненных, к самым маленьким деталям. В этой ситуации нельзя сделать ни одного шага без согласования. У подчиненных нет полномочий, они вынуждены постоянно бегать к руководителю. Микроменеджмент - это другое явление: избыточный контроль является его составной частью, но это не тождественные понятия.

    Контроль и доверие в корпоративной культуре

    Каждая компания находит какое-то свое место на шкале “контроль-доверие”. И это динамическая характеристика - ситуация может меняться в зависимости от ряда факторов: этапа жизненного цикла, результативности работы, конкуренции в отрасли, экономических факторов и т.д.

    Баланс между контролем и доверием во многом определяет тип корпоративной культуры. Возможные варианты:


    Тип 1. Высокий контроль + низкое доверие = тоталитарная система

    Особенности корпоративной культуры этого типа:

    • Контроль слишком плотный, каждый шаг должен быть согласован с руководителем
    • Ошибки только усиливают контроль
    • На контроль времени уходит больше, чем на работу, поэтому результативность может быть не на высоте
    • Многие процессы формальны - работает не здравый смысл, а регламент
    • Высокий уровень бюрократии - отчет на отчете, “без бумажки ты букашка”
    • В такой системе контролера контролируют контролеры, отсюда - высокие издержки на управление

    Тип 2. Низкий контроль + низкое доверие

    Такая система часто встречается в бурно растущих компаниях, где во главе - руководитель, который не очень-то верит в людей и их моральные качества. Но при этом контролировать не хочет или не умеет.

    Многая информация утаивается от сотрудников, что может создавать проблемы в работе над задачей. Ожидания, правила игры не проговариваются. В такой организации не редкость сталкивание лбами, спонтанные репрессии, показательные казни, несправедливые наказания. Те, которые применяются не за нарушение заранее оговоренных правил, а под настроение. 

    Такой стиль управления создает атмосферу, в которой процветают интриги, укрывательство, стукачество, открыто об ошибках говорить не принято. Организацию такого типа можно сравнить с террариумом.

    Тип 3. Низкий контроль + высокое доверие

    Этот тип корпоративной культуры можно встретить:

    • В компаниях, работающих в творческих сферах
    • Там, где в коллективе сформировались близкие отношения, например, в семейном бизнесе
    • Там, где лидер - приверженец семейных ценностей
     

    Особенности корпоративной культуры этого типа:

    • Качественное выполнение работы отдано на откуп совести, контроль не осуществляется
    • Низкая исполнительская дисциплина при полном благодушии - можно безнаказанно завалить проект, санкции не последуют, так как “отношения важнее”
    • Зоны ответственности не определены, непонятно, кто за что отвечает, но всем хорошо
    • Никто не хочет портить отношения лишними вопросами, о несогласии с решениями говорить не принято
    • Руководитель тоже не несет никакой ответственности

    Тип 4. Высокий контроль + высокий уровень доверия = “спецназ”

    В такой системе людям доверяют, но проверяют. Доверие строится не на слепой вере в человечество, а на знаниях, фактах, результатах, успешном прохождении проверки "в учении и в бою”. Тех, кто регулярно проверку не проходит, увольняют или переставляют на другую позицию.

    Контроль осуществляется в нужных местах и в нужные моменты. При этом точки контроля заранее проговорены и ожидаемы сотрудниками. Ведь цель контроля не поймать за руку и уличить в чем-то. Цель - вовремя сделать сверку с планом, дать обратную корректирующую связь, чтобы увеличить вероятность достижения цели, выполнения плана. Ожидания, правила игры заранее проговорены. 

    Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, полезные материалы на бизнес-темы — в телеграм-канале LEAD IT. Присоединяйтесь!


    Рекомендуем почитать

    Больше статей
    Что такое вовлеченность сотрудников

    Как “вычислить” вовлеченного сотрудника. Чем вовлеченность персонала отличается от лояльности, приверженности и удовлетворенности

    Читать
    Какой стиль лидерства наиболее эффективен

    Может ли руководитель, не пользующийся неформальным авторитетом, эффективно управлять бизнесом? Какой стиль управления лучше использовать?

    Читать
    Выгорание команды: как убрать культ продуктивности

    К каким последствиям приводит культ продуктивности команду и отдельного сотрудника?

    Читать
    Больше статей
    Понравился материал? Поделитесь им с друзьями:
    Вернуться к списку статей
    Lead It логотип

    Связаться с нами:

    +375 29 393-29-29
    +375 33 393-29-29
    info@lead-it.by

    Время работы:

    пн - пт 9:00 - 18:00
    • Главная
    • Программы
    • Преподаватели
    • Услуги
    • Блог
    • Контакты

    Присоединяйтесь:

    Способы оплаты:

    Политика обработки персональных данных
    Договор публичной оферты

    © 2023 ИП Занкович Анастасия Ивановна
    УНП 193251427, зарегистрировано решением Мингорисполкома 10.05.2019 г.
    0 Корзина

    Ваша корзина пуста

    Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
    Перейти в каталог

    Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

    Заказать звонок

    Каким способом с вами связаться:

    Мы собираем ваши данные и бережно храним их, чтобы сделать наш сайт лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на это.

    Политика обработки персональных данных Политика обработки cookie-файлов