Как сформировать и развивать команду. Модель “5F”
Энергия команды – это тот секретный ингредиент, который позволяет современному бизнесу оставаться конкурентоспособным и успешно справляться с вызовами внешней среды. Настоящая эффективная команда – это когда 1+1+1=7. То есть, работая вместе, те же самые сотрудники кратно повышают свою результативность по сравнению с тем, как если бы они работали в одиночку. Это явление называется командным эффектом. О том, где взять энергию команды, рассказываем в статье.
Как составить план развития команды
Чтобы составить план развития команды, мы используем авторскую модель Максима Долгова “5F”. Эта модель – работающий, проверенный на множестве компаний, стратегический инструмент (используется с 2002 года). Суть модели – в пяти взаимосвязанных факторах, которые определяют эффективность командной работы:
- Внешняя среда
- Цель
- Лидер
- Состав
- Взаимодействие
Эти 5 факторов системно связаны между собой и могут как усиливать, так и ослаблять эффективность командной работы. Оказывая влияние на какой-либо из факторов, мы оказываем влияние на всю команду.
Фактор “Внешняя среда”
Внешняя среда – это все, что окружает команду:
- рыночная составляющая (клиенты, поставщики, конкуренты, государственные органы, рынок труда, тренды отрасли, макротренды и т.д.)
- организационная составляющая (стратегия компании, требования акционеров, корпоративная культура, система мотивации, стиль управления и т.д.)
Члены группы должны осознавать запрос внешней среды на повышение эффективности, понимать, ради чего и зачем они собрались, и что произойдет, если этого не случится. Среда должна восприниматься как неопределенная, изменчивая, но последовательная в своих действиях. Агрессивная, конкурентная и бросающая вызов.
Если команда не изучает внешнюю среду, пребывая в счастливом неведении о том, что на рынок вот-вот выйдет сильный конкурент, или внешняя среда нетребовательна, неконкурентна, живет почти в тепличных условиях, то группа как команда развиваться не будет. Нет смысла сплачиваться, чтобы выжить. Именно поэтому тимбилдинги часто проводят в экстремальном формате – команда забрасывается в ситуацию выживания.
Фактор "Цель"
Цель – это солнце команды, ее регулятор и мотиватор. Без цели невозможно развитие группы как команды. Цель – это ответ на вопрос: «В чем смысл того, что мы собрались вместе?»
Какой должна быть командная цель?
- Амбициозной – требовать напряжения всех членов команды
- Контрастной по сравнению с текущими результатами
- Инновационной («такого еще не было»)
- Согласованной с личными целями всех членов команды
- Понятной и ориентированной во времени
- Событийной (поэтому план по выручке – не самый удачный вариант)
Фактор “Лидер”
Лидер - самый авторитетный член команды. Он несет ответственность за амбициозность целей и результативность всей команды. Лидерство – это влияние и власть, основанная на неформальном авторитете. Поэтому лидер должен пользоваться неформальным авторитетом. И совмещать это с руководством, реализацией управленческих функций.
Авторитет лидера в глазах команды во многом строится на субъективной оценке его вклада в результат и движение к цели. Если вклад меньше 25%, то в составе группы будут те, чье влияние на общий результат сопоставимо с лидером. Тогда его позиция будет оспариваться и это не позволит группе реализовать свой потенциал как команды. Начнется борьба за власть и влияние.
Если же вклад лидера больше 50%, то это не команда, а группа с “одним гением и его помощниками”. В начале формирования команды такая ситуация допустима, но по мере развития должна измениться.
Мы должны понимать, что лидерство развивается там, где есть внешний вызов, неопределенность, последовательная политика компании, своевременная и регулярная обратная связь лидеру и поддержка.
Фактор “Состав”
Состав – это те, кого привычно называют командой: все участники кроме лидера (он рассматривается как отдельный фактор).
Чтобы команда развивалась, к составу предъявляются некоторые требования:
- Все должны быть одинаково компетентными в области деятельности команды (продажи, проектная деятельность и т.п). Но при этом у каждого должна быть своя уникальная компетенция.
- В команде не должно быть ценностных конфликтов. Они практически никогда не разрешаются и будут забирать энергию команды, снижая результативность.
- Удачный состав – тот, который выровнен по вкладу. Лидеру нужно стремиться к выравниванию вклада всех членов команды, а также информировать всех о вкладе каждого игрока в достижение общей цели.
Фактор “Взаимодействие”
Все накопленные проблемы других факторов влияют на взаимодействие: и недооценка внешней среды, и отсутствие или незавершенность в постановке общей цели, и уровень лидерства с особенностями своего стиля, и проблемы в компетентности состава. И хотя проблемы взаимодействия обычно самые заметные и очевидные, начинать надо с работы с другими факторами, ибо корни проблем скрываются в них.
Для улучшения взаимодействия также важно наличие правил и норм поведения, действий и взаимодействия в команде, то есть стандартов. Выделяют стандарты выполнения функций, стандарты поведения и стандарты взаимодействия.
Чтобы определить последовательность шагов для развития команды, первым делом нужно провести диагностику в соответствии с моделью “5F”. В ходе диагностики оценивается каждый из 5 факторов по 9 критериям, которые отражают самые важные компоненты, влияющие на качество командной работы. Только после диагностики можно составить грамотный план для дальнейших действий.
Рекомендуем почитать
Может ли руководитель, не пользующийся неформальным авторитетом, эффективно управлять бизнесом? Какой стиль управления лучше использовать?
ЧитатьК каким последствиям приводит культ продуктивности команду и отдельного сотрудника?
ЧитатьВ статье рассказываем о контроле и доверии в корпоративной культуре.
Читать