Чем больше вовлеченности, тем... не лучше
Традиционно результаты исследований вовлеченности рассматриваются в разрезе «чем больше, тем лучше». Задача HR-службы при этом состоит в повышении вовлеченности по всем параметрам. Многие стремятся выйти на 100%-ную вовлеченность. Но давайте задумаемся: 1) достижимо ли это; 2) даже если достижимо, то благо ли это для компании.
В справедливости идеи "чем больше вовлеченности, тем лучше” усомнились еще в далеком 2010 году эксперты консалтинговой компании “ЭКОПСИ”.
Они провели уникальное исследование, проанализировав результаты измерения вовлеченности сотрудников в рамках двух премий — российской премии «HR-бренд 2010» и казахстанского «Конкурса лучшего работодателя страны “Сеним” (“сеним” означает «доверие»). Результаты этого исследования были сопоставлены с имеющимся в “ЭКОПСИ” массивом данных из других исследований удовлетворенности и вовлеченности персонала, проведенных по индивидуальным заказам клиентов компании в течение последних нескольких лет.
Для анализа были использованы опросы сотрудников более 70 компаний, так что общее количество респондентов опроса превысило 10 000 человек. Анализируя данные, были обнаружены удивительные закономерности.
Люди, которые планируют покинуть работодателя в ближайшее время, обычно оценивают компанию плохо, что вполне понятно и логично. Но в ряде случаев они оценивают компанию очень хорошо. Почему? Мысленно они уже находятся в другом месте, им не интересно погружаться в детали и прилагать усилия для вдумчивой оценки компании — отсюда некритичность, невовлеченность, неготовность обозначать проблемы компании. Им все равно. Высокий процент ответов людей, которым «все равно», существенно повышает итоговые оценки, но на самом деле эти результаты не свидетельствуют о высокой вовлеченности.
Анализируя данные исследования вовлеченности и сопоставляя с другой информацией об эффективности HR-процессов в компании, которые были предоставлены для конкурсов, был обнаружен коридор значений, которые можно считать хорошими результатами. На рисунке этот коридор отмечен зеленым. Ниже и, что самое интересное, выше этого коридора есть красная зона: если значения попали туда, ситуация требует скорейшего вмешательства. Желтая зона — это, соответственно, пограничные значения. Зеленый коридор мы назвали зоной здоровья.
Смысл зоны здоровья легко понять из аналогии с человеческим телом. Время от времени мы проверяем состояние нашего организма: измеряем температуру, давление, сдаем кровь на анализ и т.п. Если температура оказывается повышенной, это плохо, если слишком низкой — тоже плохо. Есть некоторый коридор значений, в пределах которого температура считается нормальной, то есть «хорошей».
Аналогичным образом коридор значений на графике вовлеченности для каждого вопроса показывает пределы, в которых среднее значение ответа на этот вопрос является «нормальным». Значения же за пределами коридора требуют пристального внимания.
* Для написания статьи использован материал, размещенный в журнале HRTimes №20
Рекомендуем почитать
Подобрать качественную литературу по вовлеченности - непросто. Представляем подборку книг от нашего эксперта.
ЧитатьВ статье рассказываем о контроле и доверии в корпоративной культуре.
ЧитатьВ статье рассказываем о каналах (драйверах) вовлечения и том, как их использовать
ЧитатьПонятия “удовлетворенность”, “лояльность”, “приверженность”, “вовлеченность” часто путают. В этой статье расставим все на свои места.
Читать