Вовлеченность, удовлетворенность, лояльность, приверженность сотрудников: в чем разница?
Если сотрудник не ищет другую работу, не опаздывает, ходит на корпоративы, значит вовлечен? Понятия “удовлетворенность”, “лояльность”, “приверженность”, “вовлеченность” часто путают. В этой статье расставим все на свои места.
- УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ – это когда сотрудник доволен содержанием работы, зарплатой, офисом, коллективом, корпоративной культурой, коммуникациями, возможностью для самореализации и самоутверждения. Его особо не тянет листать вакансии на хедхантере. Но, согласитесь, что замер удовлетворенности отражает достаточно пассивную позицию человека по отношению к организации, в которой он работает. Довольный сотрудник не обязательно будет делать что-то сверх положенного и прилагать сверхусилия к работе.
- ЛОЯЛЬНОСТЬ – отражает желание человека оставаться в компании и придерживаться каких-то принятых в ней норм, правил, ценностей. Лояльные сотрудники хорошо говорят о своем месте работы, могут рекомендовать его друзьям, позитивно отзываются о компании в соцсетях, носят брендированную одежду, фирменную символику. Важный момент: они делают это абсолютно добровольно, безо всякого стимулирования со стороны HR-служб.
- ПРИВЕРЖЕННОСТЬ - сознательное и бессознательное соединение себя с идеей, лидером, компанией и т.д., и вытекающее из этого стремление способствовать ее благу. Вовлеченность считается наивысшим уровнем приверженности.
- ВОВЛЕЧЕННОСТЬ – максимальная приверженность сотрудников делу и компании. Они могут работать сверхурочно или выполнять обязанности за пределами должностной инструкции без дополнительной мотивации. Просто результат работы и успех компании важны лично для них.
Именно поэтому вовлеченность сотрудников чаще всего рассматривают в качестве основного резерва повышения эффективности. В организациях работа по увеличению лояльности и удовлетворенности понемногу отходит на второй план. Бизнесу важна вовлеченность: нужны люди, готовые "пройти лишнюю милю”, занять активную позицию, проявить инициативу, взять на себя ответственность, сделать больше, чтобы достичь результата.
Вышеупомянутый американский институт общественного мнения в своих отчетах приводит следующие данные:
- Вовлеченные приносят прибыль на 21% больше, чем сотрудники, которые относятся к своей работе нейтрально
- В компаниях, где сотрудники вовлечены, в среднем на 59% меньше текучка
- Продуктивность выше минимум на 8%
- Снижение травм на производстве более чем на 25%
- Производительность выше на 20%
- Рентабельность достигает показателей в 2 раза больше, чем у конкурентов
Как мы уже обозначили выше, вовлеченность – это максимальная приверженность сотрудника делу и компании. Но это не просто эмоциональная привязанность. По мнению нашего эксперта Анны Волобуевой, вовлеченность в нашей культуре сильно завязана на смысл. Чтобы быть вовлеченным, человеку важно разделять смысл - то, ради чего все делается. Только тогда, он будет готов предпринимать большее количество усилий.
"Звоночки", сигнализирующие о недостаточном уровне вовлеченности:
- Поставленные задачи не выполняются, и сотрудники не переживают по этому поводу
- Руководитель "не вылезает" из операционки, нет времени заниматься глобальными задачами развития бизнеса, не может уйти в отпуск - без постоянного контроля сотрудники совсем перестанут работать
- У вас большая текучка
- В коллективе царит токсичная атмосфера
- В ответ на любые изменения вы получаете сильное сопротивление
Насчитали много тревожных сигналов? Пора начинать работать над вовлеченностью! Но как это делать системно?
В своей авторской модели эксперт LEAD IT по вовлеченности Анна Волобуева выделила 4 драйвера, которые нужно задействовать руководителю в своей работе, а именно: эмоции, действие, смысл и видение. Мы подробно обсуждали этот подход в одной из наших статей.
А если вы хотите узнать больше о модели “4 драйвера вовлечения” и о том, как системно внедрять вовлекающий менеджмент, то будем рады видеть вас на нашей программе “КАК ПОВЫСИТЬ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В КОМАНДЕ”.
Рекомендуем почитать
Как “вычислить” вовлеченного сотрудника. Чем вовлеченность персонала отличается от лояльности, приверженности и удовлетворенности
ЧитатьПодобрать качественную литературу по вовлеченности - непросто. Представляем подборку книг от нашего эксперта.
ЧитатьАнна Волобуева дала читателям probusiness.io рекомендации по повышению вовлеченности сотрудников
Читать