Повышение эффективности бизнеса с помощью бизнес-игры
Управленцы, а тем более хорошие управленцы, всегда будут востребованы. К сожалению, их не готовят ни в вузах, ни в техникумах. Каждая компания своих управленцев все равно доучивает, дотренировывает под себя. И заботиться нужно не только об образовании и повышении квалификаций действующих, но и о подготовке будущих руководителей на всех уровнях. Люди меняют место работы, уходят на пенсию – без кадрового резерва сложно обеспечить устойчивое развитие компании.
Как игровой формат бизнес-обучения поможет решить вопрос с управленческими кадрами, рассказывает ведущий игропрактик LEAD IT – Роман Симуткин.
- Что делает игру эффективным инструментом обучения?
Игра в принципе существует для того, чтобы обучать, развивать, воспитывать какие-либо навыки. Это естественный инструмент обучения. Посмотрите, как в природе: все жизненно важные навыки воспитываются через игру. Волчат учат догонять, загонять, выживать, зайчат – прятаться. И для меня это аргумент в пользу того, что игра – это нечто большее, чем развлечение.
Если мы говорим про мир бизнеса, то я убежден, что управленцами не рождаются, их ни на каких деревьях не выращивают, не ждут, когда они созреют и их можно будет ставить на должность. Это длительный процесс подготовки. Игра как раз и позволяет через учебные ситуации получить опыт, оценить свои возможности, увидеть зоны роста.
Через игру человек может прожить сразу много ситуаций за единицу времени: сначала с одним человеком повзаимодействовал, через минуту – с другим, с третьим, через 15 минут понадобилось срочно собрать совещание и принять коллегиальное решение, еще через 15 минут – нужно выстроить процесс. И все это в рамках одного концентрированного события.
- Но, скажем, тренинг как формат обучения тоже подразумевает практику и отработку навыков. Почему все же стоит выбрать игру?
Тренинг – это отличный формат для обучения, но на нем навыки, скорее, формируются. То есть они достаточно подробно разбираются с теоретической точки зрения, а практические задания позволяют сформировать первичные навыки. Но чтобы их правильно и вовремя применять в рабочих условиях, навыки должны быть оттренированы и осмыслены. Игра как раз создает реальность, условия, которые позволяют это сделать.
Игра может быть логичным продолжением тренинга и необходимым компонентом развития любого управленца. Ведь это как в жизни, только в концентрированном виде и в безопасной среде. То есть любые ошибки и рисковые решения не принесут фатальных последствий, как это может быть в реальной жизни.
Большой плюс игры еще и в том, что она позволяет в рамках одного игрового процесса побыть и на месте руководителя, и на месте исполнителя, подчиненного. И тогда оказывается, что и начальнику не так легко, как мне казалось, и исполнителю, которым я руководил, вообще не сладко было, потому что я такую ерунду делал. То есть участники получают объемный, всесторонний опыт, который сложно прочувствовать через какие-то другие форматы обучения.
Даже хорошо натренированный, очень квалифицированный руководитель, который считает, что он уже идеален, вступая в игру, столкнется с каким-то количеством вызовов и проблем, которые для него могут стать точкой роста, точкой удивления, запросом на дальнейшее развитие.
Правильно ли я понимаю, что на игру стоит идти с уже некой теоретической базой?
Смотрите, плюс игры, что в нее можно просто сыграть. Вопрос только, как. Участвовать в бизнес-игре может любой человек с любым уровнем подготовки, а вот степень эффективности его деятельности будет разной.
Наличие теоретической подготовки и управленческого опыта позволяют в бизнес-игре проявить себя на достаточно высоком уровне. Если уровень подготовки невысокий, то человек будет сталкиваться с какими-то сложными для себя ситуациями, как-то их преодолевать. Он, как минимум, увидит, что в этих и этих обстоятельствах я работаю хорошо, а вот здесь я проседаю - значит… То есть игра становится и хорошим экзаменом, и инструментом оценки своих навыков, и, возможно, мотивационным толчком для дальнейшего обучения.
Именно поэтому сегодня все чаще бизнес-игру используют в качестве ядра центра оценки сотрудников (ассессмент-центр). На старте готовится перечень компетенций, которые интересны для компании и которые в игре явно проявлены. В процессе оценщики наблюдают за участниками и по итогам игры формируют отчет, в котором описаны сильные и слабые стороны участников или команды в целом, из чего далее можно формировать индивидуальный и командный план развития.
Также в игре можно запланировать аналитическую или рефлексивную паузу, в ходе которой участники делятся наблюдениями друг с другом о том, как та или иная компетенция, как тот или иной навык проявлен у них самих.
А поскольку любой управленец должен уметь давать обратную связь своему сотруднику, своему руководителю, своему коллеге, такие паузы можно рассматривать как тренировку дополнительных управленческих навыков, которые не были в фокусе игры. Такой положительный побочный эффект.
- Поскольку мы говорим про игры, а любая игра подразумевает проигрыш и выигрыш, как правильно оценивать в бизнес-играх победы и поражения?
Здесь, конечно, мы не можем рассуждать в критериях, что победа - это «хорошо», а проигрыш - «плохо». Скажу даже больше: победа заряжает энергией, но она сильно отключает критическое мышление. И в этом случае от нас как игротехников требуется уйма усилий, чтобы обратить внимание победителей на важные моменты: вот здесь вы проскочили «на тоненького», здесь мы вам просто подыграли. Здесь вы потеряли мотивацию, здесь вы потеряли человека и так далее.
Поэтому проигрыш или частичная победа, с одной стороны, создает демотивацию, но зато включает критическое мышление, включает мозг, и участники начинают видеть свои слабые места, те навыки, над которыми им еще надо работать и развивать.
- Получается, что в бизнес-играх для усиления обучающего эффекта команде нужно проиграть?
Не нужно специально их заводить в проигрыш, скорее, их не нужно специально выводить из проигрыша, если они в него залезают.
В одном из наших первых проектов мы получили от гендиректора компании такой запрос. Все подразделения жаловались на отдел продаж, что они не слышат коллег, есть проблема с коммуникацией, и не слышат клиента, пренебрежительно относятся к нему. И самое главное, что компания могла поставлять на рынок гораздо больше продукта, чем они продавали. То есть фактически продажники были тормозом внутри компании. И наша задача была, чтобы они увидели, в чем они не правы и где им надо усовершенствовать свою работу.
Мы сконструировали игру. И в первом же игровом раунде бедные заводы побежали напрямую к клиентам, чтобы продать хоть что-то, потому что департаменты продаж повели себя так же, как ведут обычно, убежденные, что не надо идти на поводу у клиентов, никуда они не денутся, купят все, что им поставят и еще спасибо скажут.
А игровая ситуация показала, что если клиента не слышать, они не покупают вообще ничего, заводы стоят, а им же нужно зарплату платить, нужно продукцию продавать.
И это было настолько выпукло, что не признать вину продажники просто не посмели: игровой раунд прошел, вся компания в минусе на сотни миллионов, а вы не продали, хотя изделия были готовы и клиенты готовы были их купить, но при определенных условиях, которые нужно было услышать и выполнить. Проще говоря, игра очень быстро и явно подсветит проблемы, которые есть, и она же даст возможность найти решение.
- В игровой сфере можно условно выделить два формата: бизнес-игра и бизнес-симуляция. В чем принципиальная разница между ними?
Бизнес-игра – это, скорее, метафора игровой реальности, которую можно перенести на бизнес-реальность, решение бизнес-задач. Это может быть условно другая планета, или какая-то историческая реконструкция.
А вот бизнес-симуляция – это реальная отрасль или реальная бизнес-ситуация, которая несколько упрощена, чтобы какие-то специфические аспекты из этой деятельности убрать, а вот важные управленческие – наоборот, сделать более выпуклыми.
- Я правильно понимаю, что если у меня завод по производству молочных продуктов, то играть мы будем на примере молокозавода?
Не совсем. Идея скорее в том, что бизнес-симуляция – это какая-то реальная управленческая, предпринимательская, производственная деятельность, которая берется за основу. И в ней, благодаря игровым технологиям, определенные аспекты делаются более выпуклыми, а какие-то специфические, отраслевые, которые для управленческой деятельности не очень важны, упрощаются и уводятся в тень.
Когда мы с коллегами спроектировали игру «Порт мечты», то думали, что получится узкоспециализированная игра. Но оказалось, что подходит она далеко не только портовикам. Мы ее проводили более 100 раз, в последний раз в нее играл «Центробанк», хотя казалось бы, где порты, а где банковская сфера.
Оказывается, что как раз на не своем кейсе стратегические компетенции либо проявляются, либо нет. В бизнес-симуляции невозможно спрятаться за специфику деятельности. Если у тебя есть стратегическое мышление или стратегическая квалификация, то они проявятся в процессе игры либо, наоборот, выявятся слабые места.
Чтобы прокачать или оценить управленческие навыки ваших сотрудников, свяжитесь с нашим отделом продаж, и наш менеджер поможет подобрать подходящий вариант бизнес-симуляции.
Рекомендуем почитать
Рассказываем, что такое здоровье команды, как и зачем его измерять
ЧитатьПоказываем на примерах, как мотивация через KPI мешает бизнесу развиваться.
ЧитатьЭксперт по переговорам рассказал, в каких ситуациях бизнесу необходимо развивать переговорные компетенции.
Читать