Основатель Бизнес-школы LEAD IT Анастасия Занкович отвечает на главные вопросы
Бизнес-школа LEAD IT – свежий для белорусского рынка проект, который использует современные подходы к бизнес-обучению и ориентируется на изменения, которые происходят в Беларуси, России и других странах постсоветского пространства прямо сейчас.

Я сама непрерывно обучаюсь с 2011 года - с тех пор, как пошла на программу МВА. Как слушатель большого количества курсов, как собственник и как топ-менеджер я вижу, чего не хватает моим коллегам-управленцам и их сотрудникам в подходах к обучению и повышению квалификации. Также я вижу, в чем сейчас состоит запрос от бизнеса, чего он ожидает от учебных заведений и какие потребности не удовлетворяются существующими игроками.
Мне есть с чем сравнивать и на что опираться в своем опыте. Больше 12 лет я руководила собственным бизнесом с миллионными оборотами. «Техснабкомплект» был дистрибьютором мировых брендов и одним из лидеров в поставках подшипников и других комплектующих для белорусских производств.
В 2018 я начала развиваться в сфере бизнес-коучинга. Прошло более трех лет, и сейчас я могу говорить, что внесла достаточно большой вклад в становление этого направления на нашем рынке.

Бизнес-коучинг стал восприниматься предпринимателями не как инфоцыганство. На сегодня у меня выстроена успешная коучинговая практика, среди клиентов - руководители и управленческие команды из Беларуси, России, Украины, Израиля, ОАЭ, стран ЕС. Это компании, работающие в разных сегментах: банковский сектор и финансы, IT, логистика, с/х, производство, сфера услуг, опт.
Наверное, пришло время открывать еще один бизнес - образовательный…
Что-то в этом, конечно, есть. Но если серьезно: я вижу, что на рынке созрел запрос на бизнес-образование, которое учитывает изменения, происходящие в бизнесе. Происходят серьезные изменения в мире, в нашем регионе, в системе управления, в сознании руководителей и линейных сотрудников, в их ценностях и подходах к работе и т.д. Но при этом некоторые школы и преподаватели застряли где-то в ХХ веке.
И я вижу, что есть запрос на обучение “для думающих” - то, которое даёт системные знания и разные подходы, учит принимать решения в сложных и неоднозначных ситуациях, а не дает простые готовые решения и волшебные инструменты, подходящие для всех ситуаций.
Как предпринимателю, мне интересен сегмент именно такого образования. Хотя, безусловно, проведение марафонов желаний и массовая штамповка ничего в итоге не умеющих и никому поэтому ненужных специалистов по-прежнему является наиболее прибыльной нишей. Но мне она не интересна.
Системности. Часто на программе тебе дают контент, в котором взаимосвязи между блоками информации не установлены. Ощущение, что нагрузили кучу каких-то кирпичиков или пазлов, а итоговую картинку забыли показать. Далеко не каждый слушатель в силу отсутствия определенного опыта или каких-то способностей в состоянии проложить эти связи самостоятельно.
Практичности. Нет ответа на вопрос: “Где я это могу использовать”? Например, надают кучу бизнес-инструментов по принципу - чем больше, тем лучше. Не объясняя, когда и как ими пользоваться. Итог - в одно ухо влетело, в другое вылетело. А потребитель или компания за это платит деньги, иногда немалые.
Да, можно сказать слушателям, что это их зона ответственности, мол школа дает удочку, припомощи которой ты сам ловишь рыбу. Удобная позиция. Но зачастую рентабельность инвестиций в такое обучение очень низкая. Нужно показывать, как использовать знания, инструменты на практике, как их интегрировать в текущую деятельность слушателя.
Вышел такой весь из себя крутой преподаватель, повыпендривался перед аудиторией, “налил воды”, пересказал книжку (хорошо, если хоть свою) или свой тренинг пятилетней давности, нагрузил каких-то несовместимых пазлов. А кому не нравится – дескать, ваши проблемы, вы не поняли глубину эксперта. Или профессионально не доросли до контента. Я для себя уже давно приняла решение не инвестировать свои денежные и временные ресурсы в подобного рода “бизнес-обучение”.
Мне кажется:
- Роль бизнес-школы: не только выстроить процесс обучения, но и показать прикладную ценность курса. Не спускаясь при этом до продажи шаблонного подхода, который отлично работает только в искусственной тренинговой среде.
- Важно не только дать знания, но и помочь человеку или компании, которая отправила сотрудника на обучение, встроить эти знания в практическую деятельность.
- Должен быть смысловой мостик между курсами, блоками информации внутри одного курса. Не просто скакать с кочки на кочку, а расширять, углублять, помогать прокладывать взаимосвязи. Задача преподавателя - помочь слушателю ассимилировать опыт, а не напихать как можно больше информации. Дать то, чем слушатели будут пользоваться. Показать, где могут быть риски, препятствия, научить думанию, рефлексии.

Я против знаний из эпохи динозавров и кейсов, покрытым мхом. Моя школа - за текущую реальность и тренды. Современный мир не такой, как был 3-5 лет назад. То, как мы учили и учились раньше, как проводили стратегические сессии 10 лет назад и сейчас – очень разные вещи.
Многих, например, и сегодня коробит от слов “коучинг”, “фасилитация” и т.д. Когда коучинг ругает необразованный парень из сельской глубинки, к этому можно относиться спокойно. Но когда слышишь, что коучинг - это инфоцыгантство, от человека, давно работающего в сфере бизнес-образования или от того, кто управляет компанией, становится неудобно и стыдно за него. Потому что это современная технология, плотно внедренная в организации, в корпоративные университеты по всему миру уже десятки лет. Может пришло время и нам перестать быть дремучими?
Мы работаем с современными инструментами и подходами. Используем свежие кейсы и актуализированные знания.
Также мы делаем ставку на методологическую экспертизу.
Кейсы про чужой успех дают мотивацию и вдохновение, чуть реже - правильные установки. Но взять и сделать то же самое специалисту из иной отрасли или новичку вряд ли получится. Поэтому просто транслировать знания и опыт – недостаточно для того, чтобы чему-то научить. Особенно, если идет речь об обучении взрослых людей с уже сформировавшимися когнитивными привычками. Нужно знать методологию обучения взрослых, педагогику и психологию обучения.

Конечно, профессиональная экспертиза и наличие собственного практического опыта у спикеров и преподавателей тоже очень важна. Для меня знание методологии и наличие практического опыта не взаимоисключающие, а взаимодополняющие вещи. Если я учу, как управлять удаленными командами, то эти инструменты должны быть внедрены и в моем собственном проекте. Не хочу продавать воздух – я хочу продавать то, что глубоко, профессионально и что работает на наших рынках.
Как интегратор по натуре, я бы не противопоставляла эти подходы.
Теория, передача знаний и информации - онлайн, а еще лучше дистант. Это удобно для слушателя, ведь можно обучаться, когда тебе это удобно. Здесь онлайн уже победил. А вот отработка навыков, апробация командных эффектов, нетворкинг - только офлайн. Я общаюсь со многими преподавателями, никто еще сказал, что удалось найти равнозначную замену этой работе в онлайн формате.
То есть:
- Обучающую информацию, контент, знания мы даем дистанционно: видеокурсы, лекции, семинары. Слушатель учится в удобное для себя время.
- Проводим прямые эфиры: для дискуссий, обсуждений. ответов на вопросы и т.д.
- Тренинговая часть - офлайн.
- Нетворкинг. Это тоже офлайн-часть: нельзя удаленно погрузить слушателей в среду, которая формируется в обучающих группах. Людям надо “потрогать друг друга”, почувствовать эмпатию.

Увеличение количества людей, получающих удовлетворение от своей работы. Я верю, что этого можно добиться за счет повышения уровня управленческой культуры, вовлечения персонала в цели компании, более осмысленного и интересного труда. Хочется, чтобы управление бизнесом все больше осуществлялось через влияние, лидерство, обмен энергией вместо принуждения и использования.
Для меня важно, чтобы бизнес-обучение было с экономическим эффектом. После обучения в компаниях, в командах должны произойти изменения – рост бизнеса, улучшение финансовых показателей, прямое или косвенное экономическое развитие. Бизнес-образование – это инвестиция, которая должна давать результаты.
Также я бы очень хотела сформировать в стране экосистему, коммьюнити руководителей, предпринимателей, экспертов, которым нравится то, что они делают. Тех, кто успешен и счастлив в этом и готов “опылять” знаниями, информацией, совместными деловыми активностями друг друга, растить свою экспертизу и свой бизнес. Я это называю построением сообщества сильных и равных и это один из слоганов нашей школы.
Рекомендуем почитать

Как “вычислить” вовлеченного сотрудника. Чем вовлеченность персонала отличается от лояльности, приверженности и удовлетворенности
Читать.jpg)
Подобрать качественную литературу по вовлеченности - непросто. Представляем подборку книг от нашего эксперта.
Читать